Вендинг и безналичные платежи
Здравствуйте, друзья. Сегодня я бы хотела поговорить о безналичной оплате в торговых аппаратах.
Нужно ли это автоматизированной торговле?
В больших и малых городах люди все чаще совершают покупки в торговых аппаратах. Кофе, вода, легкий перекус, глазные линзы, да что угодно!
Даже не собираюсь спорить с удобством карт, в том числе и при расчетах в вендинговых автоматах. Рано или поздно мы все это сделаем – поставим на наши автоматы модули для приема безналичных платежей.
Однако нужно стоять на позициях практичности и рациональности во всем, решения должны быть адекватными текущей ситуации и экономически обоснованными. Сегодня же мы можем наблюдать агрессивную рекламу безналичных модулей для вендинга и, параллельно с этим, ограниченный ассортимент эквайринговых решений по заоблачным ценам.
А почему? Может быть потому, что все только начинается?
Уличные музыканты в Лондоне принимают к оплате банковские карты
Например, в США безнал составляет более 80% всех расчетов. В странах Скандинавии за наличный расчет сегодня производится только около 6% платежей. А в Швеции и того меньше — около 2 %.
Автомат для сбора церковных пожертвований принимает безналичные платежи.
Глава Deutsche Bank Джон Крайен на Всемирном экономическом форуме в Давосе и вовсе заявил о том, что через 10 лет уже не будет никаких наличных денег.
Не думаю, что нам такое грозит в ближайшем будущем, но скорость, с которой развиваются безналичные платежи в последние годы, действительно впечатляет.
Для вендинга, развитие бесконтакта – предвестник удешевления оборудования за счет отказа от избыточных функций в терминалах для вендинговых автоматов.
Белые пятна в узких нишах
Одной из таких ниш как раз является вендинг.
Эквайринг в вендинге, в последние год-полтора, развивается очень быстро. Многие владельцы вендинговых сетей оснащают автоматы терминалами безналичной оплаты, но еще больше предпринимателей думают о целесообразности такого оснащения, ищут его плюсы и минусы.
Преимущества установки безналичных модулей на торговые автоматы как:
· Удобство для покупателя за счет расширения способов оплаты. Многие люди сегодня в принципе перестали носить с собой наличку, а они тоже пьют кофе.
· В часы пик «бесконтакт» вполне может уменьшить размер очереди рядом с автоматом (бороться к купюроприемником не надо, мелочь в кармане искать не надо, сдачу выдавать не надо)
· Покупатели тратят «виртуальные» деньги легче, чем реальные.
· Меньше наличных денег при инкассации, уменьшаются мешки с мелочью вместе с вероятностью воровства выручки нерадивыми сотрудниками
· В ряде мест действительно повышается доходность. Но, не думаю, что значительно. Рекламные лозунги про 30-процентное увеличение продаж после установки безнала нужно пропускать мимо ушей. Опыт же говорит о несущественном повышении продаж в районе 2-3% (вполне может быть погрешностью) и о перераспределении доли нала в безнал – безналичные платежи составляют примерно 12-15% в зависимости от точки.
· Еще один плюс – конкурентное преимущество при установке автоматов. Более того, порой прием банковских карт является обязательным требованием арендодателя.
Есть, конечно, и отрицательные стороны. Сюда можно отнести:
· Комиссии банков и прочих заинтересованных организаций. Если на точке, при установке безнала, выручка заметно возросла, то комиссии можно воспринимать как необходимость. В случае же с распределением выручки между наличными платежами и безналичными – комиссия может быть существенным минусом. Но опять же, в конечном счете, все точки над «й» расставит конкуренция – как говорится, жить захочешь – еще не так раскорячишься.
· Окупаемость оборудования. Все тоже самое, что и в первом пункте. Пока самые распространенные эквайринговые решения для вендинга стоят не так дешево.
· Также из минусов: вандализм, необходимость расчетного счета (за который нужно платить), вероятность мошенничества с картами…
На профильных форумах можно встретить разные настроения владельцев вендинговых аппаратов на тему безналичных платежей. Вот некоторые из них:
1. Новых покупателей я не привлеку. Изменю лишь соотношение покупок за наличные и безналичные за свой счет. Потому что придется платить комиссию за эквайринг.
2. Мои конкуренты не ставят и я не буду. Подождем, пока кто-нибудь придумает более доступный способ.
3. За безналичными платежами будущее. Опыт Азии и Европы прямо свидетельствует об этом.
Разумеется, предприниматели, владеющие торговыми аппаратами отличаются. Для тех, у кого вендинг это основной бизнес, характерно третье мнение. Второе мнение присуще тем предпринимателям, у кого вендинг - это источник дополнительного заработка. Первое мнение разделяют компании (автосервисы, салоны красоты, медицинские центры), которые покупают торговые аппараты для удобства своих клиентов.
Какие выводы можно сделать? Ведущие игроки на рынке и те, для кого автоматизированная торговля является основным бизнесом, готовы внедрять прием безналичных платежей в своих автоматах. Однако совокупные затраты на внедрение функций безналичной оплаты являются сдерживающим фактором.
Но, несмотря на все это, на мой взгляд, ответ на один самых частных вопросов покупателя: «Карты принимаете?» в скором времени будет иметь стопроцентно положительный ответ. Или место займет другой.
Не стоит забывать и про HoReCa (акроним от "Hotel, Restaurant, Cafe"). Последняя тенденция - размещение кофе машин в офисах, АЗС, отелях без арендной платы от арендатора. В кофемашину встраивается модуль безналичной оплаты. Таким образом, сотрудники крупных компаний сами оплачивают и свой кофе, и аренду кофемашины.
Основным способом приема безналичных платежей в вендинге являются конечно же полноценные банковские терминалы или площадки бесконтактной оплаты. Оплата через мобильное приложение - еще один вариант. Что может дать такой способ бизнесу и покупателям?
Во-первых, встраиваемое оборудование имеет более привлекательную стоимость.
Во-вторых, пользуясь приложением, покупатель оставит информацию о себе.
Это может быть адрес электронной почты, номер телефона, дата рождения, геолокация, пол и тд. Бизнес получает возможность больше узнать о своем покупателе, а также прямой контакт с ним с помощью уведомлений и опросов. Знание своей целевой аудитории даёт больше возможностей правильно с ней взаимодействовать. Хорошим примером взаимодействия с покупателем является система лояльности. Покупатель же получает скидки, бонусы, бесплатные покупки, купоны :)
Источник: https://vc.ru/trade/66867-beznalichnye-platezhi-v-torgovyh-apparatah